Приход в честь иконы Божией Матери Тихвинской - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Божественная Литургия

 

     В православие в настоящее время служится три варианта Литургии: Литургия Иоанна Златоуста — служится почти круглый год. 
     Литургия Василия Великого — служится десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василия Великого 1 (14) января, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенье Великого Поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу. 
     Литургия преждеосвященных даров (составлена Григорием Двоесловом в VI веке) — совершается только Великим постом: в среду и пятницу первых шести недель поста, в четверг пятой недели поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели.
     
       Литургия - это воспоминание...
      Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания»  Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нём вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее её. Так анамнезис (часть евхаристической молитвы) литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню, «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» . Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную. Так, дискос с положенными на нём частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона. Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей . Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т. п. Вся Евхаристия, согласно поздним толкованиям, выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т. д.  
 
     Последование Божественной Литургии:
Входные молитвы и облачение.
Проскомидия.
Молитва приношения (древняя проскомидия).
 Литургия оглашенных:
 Антифоны (изобразительные, вседневные или праздничные) Единородный Сыне;
Малый вход с Евангелием (вход в храм);
 Чтение Апостола;
 Чтение Евангелия;
Проповедь.
 Литургия верных:
 Великий Вход (перенесение хлеба и вина (приношения) с жертвенника на престол и проскомидийные поминовения);
Целование мира и исповедание веры;
Святое возношение (анафора);
Начальный диалог;
Префацио
Санктус («Свят, свят, свят»);
Анамнезис с установительными словами;
Эпиклеза
 Интерцессио.
Орацио Доминни (Отче наш);
Причащение в алтаре;
Причащение народа в храме;
Гимны после причащения («Да исполнятся уста наша …»). Благодарение после причащения;
Заключительные молитвы;
 33 псалом,  
Отпуст;
Многолетие.

Назад к списку